ДЕКЛАРАЦИЯ «О ХРИСТИАНСКОЙ СЕМЬЕ»
Принята 18 октября 2003 года XII Синодом Евангелическо-лютеранской Церкви Ингрии
-
Христианская семья основывается на добровольном ответственном браке одного мужчины и одной женщины, в котором реализуются и проявляются отношения любви, честности и непорочности (Евр.13:4), помощи (Быт. 2:18) и взаимной привязанности (Мф.19:6). Таковой христианский брак благословляется церковью для свидетельства о добрых намерениях вступающих в него перед Богом и общиною. Несмотря на то, что лютеранская Церковь не рассматривает брак как таинство, святость брака обусловлена тем, что христианский брак заключается по Слову Божию,а обряд венчания содержит молитву и Слово Божие.
-
Таким образом, целью христианского брака является совместная жизнь, рождение и христианское воспитание детей (1Тим.2:15), забота о своей семье(1Тим.5:8), которая проявляется во всем многообразии человеческих отношений в духе уважения, кротости, прощения и служения друг другу. Семейный союз не ограничивается сферой собственно супружеских отношений. Он может и должен продолжается и духовно и социально укрепляться даже тогда, когда эти отношения в силу различных причин,(например из-за болезни или травмы), делаются невозможными.
-
Христианской семьей является реализующиеся в повседневной жизни отношения супругов, родственников и усыновленных, объединяемых любовью, духовными и социальными связями. Отношения, возникающие в христианской семье, должны строиться на ответственном исполнении обязанностей супругов между собой (Еф.5:22-25), детей по отношению к родителям (Еф.6:1, Кол.3:20) и родителей по отношению к детям (2Кор.12:14, Кол.3:21). При этом эти отношения не должны и не могут оправдывать нравственный и физический диктат, превращаться в духовное или (и) физическое насилие, унижение и оскорбление людей, побуждение их совершать греховные и противоправные поступки. Долгом служения пастора является объяснение верующим Божественной воли в отношении христианских семей и душепопечение обращающихся к нему за советом и поддержкой прихожан, испытывающих трудности в их семейной жизни.
-
В ранней Церкви христианская семья воспринималась как часть общей структуры церковной организации. Не случайно в Новом Завете христианская семья называется «домашней церковью» (Рим. 16:3-4, Кол.4:15). И хотя в настоящее время такое понимание семьи в значительной степени оказалось утраченным, задачей церкви продолжает оставаться содействие тому, чтобы христианская семья исполняла свое назначение быть домашнею церковью. Для этого необходимо чтобы в христианской семье все совершалось «благопристойно и чинно» а сама христианская семья представляла одно тело и один дух в союзе мира (Еф.4:3,4). Этот вывод вполне согласуется с V артикулом Аугсбургского Исповедания, который учит, что Бог сообщает Святого Духа, Который творит веру (там и тогда, где и когда желает) в тех, кто слушает Евангелие.
-
Слово Божие описывает различные формы семьи. В Ветхом Завете содержатся описания как моногамной, так и полигамной семьи. Однако надлежит помнить, что первая семья, и первый брачный союз, заключенный по воле Божией в силу заповеди «плодитесь и размножайтесь etc.» был безгрешным союзом одного мужчины и одной женщины. Описывая полигамные семьи.Слово Божие однако не устанавливает такие формы брака как образец для христиан, но только описывает свойственную тому времени историческую ситуацию. При этом уже в Кн. Второзакония содержится предостережение по поводу многоженства — «Только чтобы он (царь) не умножал себе жен, дабы не развратилось сердце его…»,т.е. с практикой многоженства связывается угроза развращения, которое трудно отделить от прелюбодеяния (Вт. 17:17). Ничего не говорится о многоженстве в средоточии нравственного закона — 10 Заповедях, тогда как прелюбодеяние в Декалоге однозначно осуждается.
-
В Новом Завете во многих местах подчеркивается моногамность установленной Богом семьи. В знаменитом сравнении внутри семейных отношений и отношений между Христом и Церковью, предполагается инклюзивный характер христианской семьи, ибо Господу нашему Иисусу Христу и основанной Им Церкви свойственны неразделимость и неповторимость.
-
Новозаветная модель семьи описана в Послании апостола Павла к Ефесянам как образец Завета Христа и Церкви «мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Еф.5:25) Это в том числе духовный союз, в котором происходит действительное освящение через веру; подобно тому, как церковь живет верою, даруемой ее членам Богом по Своей благодати, верующие супруги являются тем средством, через которое действует в браке благодатная сила Божия«ибо неверующий муж освящается женою верующей и жена неверующая освящается мужем верующим» (1 Кор.7:14). Из слов апостола Павла «Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли ты мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены? Только каждый поступай, как Бог ему определил и каждый, как Господь призвал» (1 Кор.7:16-17), следует, что в том числе и через семейные отношения осуществляется христианское благовестие,которое может иметь и сотериологическое значение. В этом заключается принципиальное отличие христианской библейской семьи от того понимания брака, которое свойственно секулярной культуре. Подражая любви Божией,которая есть совершенная жертвенная и страдающая о грехах человечества любовь, христиане, вступая в брак, строят свои семейные отношения таким образом, чтобы свидетельствовать об этой Божией любви через свои отношения с близкими.
-
Христианский брак является союзом, утвержденным Богом, который не должен быть разрушен из-за человеческого несовершенства и слабости человеческой природы (Мф.19:6).,вызванной первородным и личными грехами. Священное Писание свидетельствует, что Богу угодно, чтобы христианский брак продолжался до смерти одного из-за супругов (Рим.7:2).
-
Семьи, которые в силу различных обстоятельств более не основываются на союзе любви одного мужчины и одной женщины, а именно в состав которых входит только один супруг, являются, тем не менее, христианскими семьями, если в них осуществляется забота и попечение о других родственниках или проводится христианское воспитание детей.
-
Несмотря на то, что светское государство считает достаточным основанием для развода практически немотивированное желание одной из сторон расторгнуть брак, христианская церковь, настаивая на духовной ответственности супругов перед Богом и близкими, не может ни одобрить, ни благословить развод. В исключительных случаях, делающих сохранение брака невозможным, церковь разрешает развод как наименьшее зло. К таким причинам следует отнести, прежде всего, разрушающую брак вину прелюбодеяния и намеренное оставления одним супругом другого. (Мф. 5:31-32, и др.)
-
В иных случаях церковь, констатируя развод, не может считать его совершенным по Божественному установлению, утверждает его греховную сущность и призывает виновных к покаянию. Легкомысленное отношение к разводам и нравственности вообще, ставшее бичом нашего времени, требуют от пастора мужественно призывать желающих вступить в брак к ответственному отношению к семейной жизни, объясняя важность обетов, которые вступающие в брак приносят у алтаря в невидимом присутствии Самого Бога.
-
Церковное благословение брака является для христиан обязательным, при этом брак, не благословленный церковью является таким же христианским браком, но только если совершить благословение оказывается невозможным.
-
Церковь однозначно осуждает как грех блудодеяния все формы и случаи нарушения заповеди «не прелюбодействуй!» объясненной М.Лютером в Кратком и Пространном Катехизисе.
-
Особенно церковь осуждает безответственное отношение к христианской морали, формирующееся в секулярном обществе, которое попирает саму идею супружеской верности и, как правило, вопреки Слову Божию легкомысленно извиняет внебрачные связи. Вместе с тем, помня ,что Сам Христос не осудил женщину, взятую в грехе прелюбодеяния, но отпустил ее с заповедью впредь не грешить, пастор должен без колебания отпускать грех прелюбодеяния, если исповедующийся раскаивается в содеянном и верит в милосердие Божие.
-
Призывая прихожан к ответственному отношению к нормам христианской нравственности, церковь с особой строгостью относится к случаям нарушения норм нравственности со стороны призванных служителей, которые, нарушая заповедь Божию, тем самым сеют соблазны и делаются нарушителями и присяги, данной ими при рукоположение. Через это они утрачивают право продолжать совершать свое служение, и предстают перед Богом как клятвопреступники.
-
Поскольку христианская нравственность строится на неизменном фундаменте -Слове Божием, которое есть абсолютный авторитет и совершенная норма истинности, отношение христианина к вопросам нравственности не может основываться на утверждении других людей, даже если они и действуют от имени общества — ибо надлежит более повиноваться Богу, нежели человекам (Деян.5:29).
-
Особенностью общественной нравственности секулярного мира является релятивизм, который проявляется как в постоянном пересмотре нравственных ориентиров, так и в принципиальном отказе от поиска истины в силу «ее недостижимости». Христианин ищет истину в Слове Божием, которое он понимает на основании простого и ясного значения библейского текста, руководствуясь нормой литерального смысла, правилом аналогии веры, принципом разделения Закона и Евангелия, помня о том, что Слово Божие есть истинное вербальное откровение Бога, христоцентричное по сути. Таким образом, никто не в праве строить догматические выводы на произвольных трактовках или аллегорическом понимании тех отрывков, которые не содержат и не предполагают аллегории. Только выводы, добросовестно сделанные на основании добросовестной христианской герменевтики могут иметь силу решающего аргумента. Неизменный характер христианской нравственности основан не на рецепции человеческих традиций и не на «консенсусе большинства», а на неизменном и неизменяемом Слове Божиим,согласно которому, повинные в грехе разврата, прелюбодеяния и извращений (наравне с другими грешниками) находятся под проклятием закона и Царства Божия не наследуют (1 Кор.6:9, 1Тим.1:10 Ефес.5:5).
-
Церковь не может одобрить получившую в последнее время огромную распространенность и общественное сочувствие практику рождения детей женщинами, не состоящими в браке. Подобная практика противоречит воле Божией,согласно которой у ребенка должно быть два родителя — отец и мать, на которых лежит совместная ответственность за его христианское и гражданское воспитание.
-
По этим же причинам церковь рассматривает как грех убийства аборты, кроме обусловленных добросовестно признанной квалифицированными врачами угрозой для жизни матери, ибо с самого момента зачатия нерожденный плод является человеческим существом, наделенным душой и телом.
-
Верная своему призванию церковь однозначно осуждает как грех и отвратительное нравственное беззаконие так называемые «гомосексуальные союзы» и иные формы извращенного проявления человеческой сексуальности (см. Рим. 1:25-27 и др.) и не может обратиться к их сторонникам иначе, чем с проповедью покаяния. Мы повторяем вместе с Мартином Лютером «Однако поскольку у нас [в контексте данной Декларации — в современном мире] имеется такое постыдное смешение и нагромождение всяческого порока и разврата, то заповедь сия направлена также против всякого рода нецеломудрия, как бы его не называли, и запрещено не только внешнее действие, но и всякий повод, соблазн и способ, так чтобы сердце, уста и все тело было целомудренно etc.» (комментарий на 6 Заповедь из Большого Катехизиса).
-
Занимающиеся апологией таких союзов и практик даже и претендующие на право говорить от имени церкви, искажают Слово Божие,сеют соблазн (Лк.17:1-2) и пребывают в заблуждении.
-
Заботой пастора церкви является всемерное содействовать тому, чтобы Слово Божие было проповедано во всей чистоте, и люди, по Слову Божию,обращались к праведности и чистоте от своих грехов. В данном случае, призывая лиц, извращающих христианскую мораль, к покаянию, пастор должен найти для них и слово евангельской надежды, помня, что Бог хочет не смерти грешника, а его обращения, (Иез.33:11) и что, ненавидя грех, надлежит проявлять добрые христианские чувства к человеку, даже и находящемуся во власти последнего.
-
Осуждая различные проявления безнравственности, церковь отделяет грех от человека, нуждающегося в духовном освобождении от его власти. В любом случае, церковь не считает проявление гражданской дискриминации к лицам, придерживающимся иных (в том числе нехристианских) норм нравственности, допустимым и оправданным. Таковые лица не должны претерпевать стеснения в своих гражданских правах из-за своих нравственных принципов, но только если их реализация не является преступлением.
Автор документа: пастор Александр Прилуцкий.
Источник: Документы XII Синода Церкви Ингрии (приложение 10)