Когда начинается жизнь? Этот вопрос появился с возникновением новых видов исследований в эмбриологии, клонировании, а так же генетическом тестировании на внутренние патологии развития и появлением пилюль «на утро после». Врачи, ученые, политики, философы и теологи предлагают целый ряд сложных и разнообразных ответов. Знает ли кто-нибудь на самом деле, когда начинается жизнь?
На самом ли деле, все так сложно? Если 3 «Р» – это основы образования, то 3 «Б» – это основы начала жизни: Биология, Библия, Благословение крещения.
БИОЛОГИЯ
Раздел биологии, который поможет нам ответить на вопрос о начале жизни, называется эмбриологией. Именно к эмбриологу (это одна из тех профессий, которую мы не упомянули выше) нам следует обратиться с вопросом о начале жизни. Эмбриологи и практически все учебники по человеческой эмбриологии говорят, что новая индивидуальная человеческая жизнь начинается в момент зачатия. Международный комитет, который называется Nomina Embryologica, признает и подтверждает правильность такого определения.
Когда сперма и яйцеклетка соединяются, появляется новое и уникальное человеческое существо. Это истинно, независимо от того, происходит ли это нормальным образом внутри женского тела или это происходит в пробирке. Эмбриологи говорят об этом как о начале «жизненного сочетания». Это не что-то, что потом разовьется в человеческое существо. Это уже развивающееся человеческое существо. Он или она будет продолжать развиваться, проходя через определенные жизненные стадии. Нет другого момента, на который вы могли бы указать и заявить: «вот здесь началась жизнь». Такой шаг был бы произвольным, субъективным и противоречил бы установленным научным фактам.
Тем не менее, люди так поступают довольно часто. Термины про «до-эмбрионный» период развития и утверждения о том, что «это не человек, пока он не находится в матке» или «вы не беременны, пока эмбрион не прикрепился» используются не для описания научной реальности, а для оправдания обесчеловечивания человеческих эмбрионов. Такое отношение необходимо, если вы собираетесь стать сторонником клонирования и провести исследование эмбриона на внутренние патологии развития или пилюль «на утро после», которые могут предотвратить прикрепление человеческого существа к матке.
Когда заходит вопрос о биологии, вопрос о том, когда же начинается жизнь не так уж и сложен. Эмбриологи единогласно заявляют нам, что новая уникальная человеческая жизнь появляется в момент зачатия.
БИБЛИЯ
Прежде чем мы приступим к рассмотрению того, как Библия подтверждает то, что говорят биологи, нужно понимать, что такое подтверждение не является абсолютно необходимым для применения других Библейских принципов. Поскольку начало человеческой жизни во время зачатия является биологическим фактом, то, как же нам следует относиться к этой жизни с точки зрения Библии. С момента зачатия эмбрион становится нашим ближним, которого нам следует любить (Евангелие от Матфея 22:39). Он или она обладает жизнью, которую следует защищать (Исход 20:13). Поскольку человеческие эмбрионы очень уязвимы, то они нуждаются в нашей защите (Притчи 31:8-9) и к ним стоит относиться так, как мы бы отнеслись к Самому Иисусу (Евангелие от Матфея 25:40). Христиане должны быть последовательными в своем отношении к человеческой жизни. Если неверным будет вести отсчет человеческой жизни с любого момента кроме зачатия, то неверным же будет и лишать ценности человеческой жизни то, что мы назвали «жизненным сочетанием».
Теперь обратимся к тому, что же говорит Библия о начале жизни. Библия не использует настолько специфическую терминологию, как соединение спермы и яйцеклетки в фаллопиевых трубах. Библейский язык говорит о том, что Бог самым тесным образом вовлечен в наше формирование с самого начала. Псалом 138:13 говорит: «Ибо Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей». Слово «соткал» выражает идею «личного» участия от самого начала. Интересно читать этот стих и при этом рассматривать сплетения молекулы ДНК. Она практически «соткана» вместе!
Слово «чрево», которое использовано здесь, не настолько специфическое, как «матка». Оно несет в себе идею «внутренности» и может быть использовано для обозначения всей нижней части брюшной полости. Мы знаем, что жизнь начинается не в утробе (матке), а в фаллопиевых трубах. Этот новый маленький мальчик или девочка уже развивался в течение шести или семи дней до того, как обосновался в матке. Слово «утроба», использованное в Псалме 138, не ограничивает Божьи действия только маткой и, посему, не противоречит биологии.
Тот факт, что человеческая жизнь Иисуса началась в момент «зачатия от Святого Духа», подтверждает то, что человеческая жизнь становится реальностью с момента зачатия. Елисавета и ее еще не родившийся сын Иоанна признали Иисуса уже существующим в Марии (Евангелие от Луки 1:39-45). Поскольку Мария отправилась на встречу с Елисаветой сразу же после послания от ангела, Иисус мог еще и не быть прикрепленным к ее матке, когда произошла эта встреча! Для того, чтобы совершить наше спасение Иисусу необходимо было разделить с нами участие в человечности (Евреям 2:14). Он стал таким же, как и мы во всем, кроме греха (Евреям 4:15). Поскольку мы – грешники от самого зачатия (Псалом 50:7), мы – человеческие существа, которые нуждаются в спасении от самого момента зачатия. Иисус должен был начать также как и мы.
Эмбриологи обнаружили библейскую истину о том, что человеческая жизнь начинается с зачатия.
БЛАГОСЛОВЕНИЕ КРЕЩЕНИЯ
Для нас также первостепенную важность играет вопрос о начале жизни в духовном смысле. Павел говорит, что мы «мертвые по преступлениям и грехам нашим» (Ефесянам 2:1), что мы «по природе чада гнева» (Ефесянам 2:3). Следовательно, мы должны были быть «оживлены» (Ефесянам 2:5). Иисус говорит о том, что нам нужно «родиться вновь» (Евангелие от Иоанна 3:3). Крещение является тем средством, через которое мы начинаем эту новую жизнь.
«Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Римлянам 6:4).
Эта новая жизнь – это жизнь веры. Это жизнь веры в обетования. И выдающееся обетование, которое является опорой жизни веры, заключается в «обещании «субботнего покоя народу Божьему» (Евреям 4:9). Иисус готовит нам место (Ев. от Иоанна 14:2-3), вечный дом. Это место настолько прекрасно, что трудности этого мира покажутся нам «легкими и кратковременными» (2Коринфянам 4:17).
Однако в реалиях нынешнего времени, мы даже вверяем себя другому обетованию: «Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?» (Римлянам 8:32). Наш Бог, который искупил нас ценой Своего собственного Сына, не оставит нас на произвол судьбы. Люди, которые получили новую жизнь по вере, смотрят и на жизнь со всеми ее проблемами по-новому. Поскольку крест Христов подтверждает нам Божью любовь к нам, то нет ничего, что могло бы отделить нас от этой любви (Римлянам 8:35-39). Проблемы нашей жизни напоминают нам о присутствии греха в этом мире и нашей собственной плоти, но не свидетельствуют об отсутствии Бога и Его любви.
Когда же начинается жизнь? Это настолько же просто, как и 3Б. Биология и Библия говорят нам, что жизнь начинается в момент зачатия. Благословение крещения отмечает начало новой духовной жизни. Они неразрывно связаны. Благословение крещения и вера помогают нам увидеть истину, которую отрыл Бог в Библии. Эта истина помогает нам увидеть ценность жизни всех человеческих существ от момента их зачатия. Эта истина позволяет нам прожить нашу жизнь в уповании на обетования, вместо того, чтобы быть растерзанными обстоятельствами.
Эта новая жизнь имеет три важных практических принципа:
- Когда мы сталкиваемся с трудностями в нашей жизни то нет нужды обращаться за ответом к практике этого мира. Аборт – не является ответом на кризисную беременность. Исследование эмбриона на внутренние патологии развития, могут нанести вред жизни и здоровью маленького человека, и очень часто не приносят желаемого результата в попытке лечения неизлечимых болезней. Убийство во имя исследования – не ответ на хроническую болезнь или окончательный диагноз. Иисус, Господь Жизни – это ответ на все наши жизненные трудности. Он обещал быть с нами вести нас и помочь нам устоять там, где мы сами не способны, и использовать все это для нашего духовного блага (Римлянам 8:28; Евреям 12:7-11).
- Дух Святой, который дарует нам веру, производит и плоды этой веры в нашей жизни, мотивируя и влияя на тот выбор, который мы совершаем (Галатам 5:16-25). Оставаться чистыми с сексуальной точки зрения вне и внутри брака – наш выбор, который мы можем сделать. Мы можем помочь нести ношу другого вместо того, чтобы относиться к людям, как к ношам. Мы можем смиренно склониться перед Божьей волей, вместо того, чтобы настаивать на своем. Те, кому дарована новая жизнь через крещение, могут ежедневно обновлять эту жизнь, когда вспоминают о тех обещаниях, которые в себе это крещение несет.
- Когда мы совершаем ошибки Иисус готов простить нас (1 Иоанна 1:8-9). Грех не должен вести нас к разочарованию и безнадежности. Прощение Иисуса приносит обновление жизни и призывает нас к лучшему (Евангелие от Иоанна 8:1-11).